Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Проповеди отца Олега Моленко - propovedi.com
Главная страница сайта Печать страницы Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод
Добавить в закладки:
ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru

Проповедь

Об истинных и ложных ловцах человеков

Евангелие от Луки 5,1-11 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня, в неделю 16-ю по Пятидесятнице, мы светло празднуем малую Пасху –воскресенье Христово. И воскресенье это предваряет Великий Праздник – память Преставления и воскресения святого великого Апостола Любви, любимого ученика Господа, Евангелиста Иоанна Богослова. И сегодняшнее Евангельское чтение повествует о случае, имеющем прямое отношение к этому великому и славному Апостолу, одному из основателей Церкви Христовой.

Лк.5:
«1 Однажды,
– повествует Евангелие, – когда народ теснился к Нему, – т.е. к Господу Иисусу Христу, – чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского...». Даже первая строка этого места Святого Евангелия обличает нас, современных теплохладных христиан – тех, которые считают себя христианами или являются таковыми по имени: «...народ теснился к Нему». Для чего? Чтобы получить хлеба или зрелищ? – Нет! Чтобы слышать слово Божие!

Нам тут же вспоминается описание искушения Господа в пустыне перед Его выходом на общественное Служение. Именно такое эффектное чудо – превращение камней в хлеб – предлагал тогда совершить Господу дьявол, на что Господь ответил: «... не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4,4), т.е. слово Божие является такой же необходимой, важнейшей пищей для нашей души, как хлеб для тела. И даже если без хлеба люди могут как-то прожить, заменяя его другими продуктами, содержащими злаки, – хоть это и очень трудно, – то без слова Божия душа человеческая жить не может. Она может только в смерти пребывать и в таком состоянии перейти в соответствующее загробное место обитания, где её ожидают, конечно же, вечные мучения.

Поэтому Господь особенным образом позаботился о питании для наших душ и благословил рабов Своих через вдохновение Духа Святаго составить слово Божие, которое возрастало по объёму по мере проживаемых столетий. И сейчас мы имеем законченный вариант полного состава этой святой Книги, именуемой Библией, куда входит всё слово Божие, донесённое нам через святых пророков и Апостолов. Само слово «Библия» означает «книга». Поэтому в мире по сути существует одна истинная Книга – Библия. Все остальные книги, не имеющие отношения к самому важному делу в нашей жизни – спасению души через Богоугождение, служение Богу, познание Бога, не могут нас к Нему привести. Соединение с Богом происходит только посредством слова Божия. 

Есть творения Святых Отцов, но основанием и источником их трудов является слово Божие, которое разъясняется ими, толкуется и применяется. Без слова Божия не было бы ни Святых Отцов, ни их Богодухновенных творений. Поэтому чтение их трудов нам необходимо для того, чтобы лучше, правильнее и с большей пользой для себя разуметь слово Божие и действительно питаться им.

Поскольку Господь стоял на берегу большого озера, Он предпринял действие, описанное во втором и третьем стихах:

«2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, – ставшего впоследствии великим Первоверховным Апостолом Петром, – Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки».

Для чего Святое Евангелие повествует нам о такой детали? Казалось бы, какая разница, находясь в каком месте Господь учил народ: стоя на горе или сидя в лодке? Ведь это не имеет никакого принципиального значения для точного донесения того, о чём Он говорил. Зачем такие подробности, ведь у нас очень небольшое по объёму Евангелие?! – Но здесь ничего нет случайного! Любое обыденное действие, на которое в своей жизни мы, может быть, и не обратили бы внимания, о котором даже не задумались бы, приобретает особое духовное, иногда даже пророческое значение, когда предпринимается Господом. Он всё делает продуманно, целенаправленно. Любой жест Господа имеет определённое значение. Потому что Он, будучи Совершенным Человеком, есть Совершенный Бог.

Мы знаем, что в Святом Евангелии по отношению к Церкви Христовой применяются несколько различных сравнений: Она уподобляется и винограднику, и Телу Христову, и – в данном случае – кораблю. Что же такое корабль? – Это сооружённое руками людей судно, способное держаться наплаву, которое может быть управляемо ветром, парусами, вёслами – я говорю о евангельских временах, потому что позже, как мы знаем, получили применение двигатели и другая техника, но в те времена судно, в основном, управлялось ветром. Мы видим здесь символ послушания Божьему промыслу, ведь куда ветер дует – только Господь знает. И это плавающее средство помогало людям преодолевать большие расстояния по водному пути – по реке, озеру, заливу, морю, океану. Оно являлось основным средством передвижения в путешествиях между странами и континентами, потому что таких современных средств как самолёты и поезда тогда еще не было. По суше люди передвигались на большие расстояния на повозках и колесницах, запряжённых лошадьми, а также верхом на лошадях, верблюдах и других животных. Но основным средством передвижения в предпринимаемых дальних путешествиях были, конечно же, корабли. Поэтому очень удобно было сравнивать это средство передвижения с Церковью.

Уподобление Церкви Христовой кораблю мы можем даже наблюдать на отдельных иконах. И здесь мы видим греческую икону, на которой изображена большая ладья с находящимися в ней Господом, Матерью Божией, Духом Святым, являющимся Кормчим этого Корабля, Апостолами Христовыми и некоторые святыми, которые символизируют всех святых Церкви. Вне Церкви находятся все силы тьмы – антихрист, отступники, еретики, богоборцы, безбожники, язычники – все воюющие с Церковью Христовой. Они, как вы видите, нарисованы стоящими на земле, т.е. они не могут преодолеть пространство, отделяющее землю от Неба. Это пространство мы можем преодолеть только находясь в Церкви.

Поэтому Господь, садясь в лодку и отплывая в ней некоторое расстояние от берега, показал важнейший духовный закон: истинное слово Божие, научающее нас примирению с Богом, Богообщению, всему спасительному, может доноситься людям только с этого Корабля – истинной Церкви Христовой. Всё, что приходит к нам не из Церкви, мы принимать не должны. Это опасно. Это погибельно. Мы только тогда можем принимать свои или других людей суждения, если Церковь утвердит их. Даже знание, пришедшее из общечеловеческого опыта, обязательно должно быть пропущено через Соборный разум Церкви, чтобы принести нам пользу.

Эту мысль Господь выразил в таких словах: «...книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф.13,52). То есть книжник, не познавший опытно Царствие Небесное – не стяжавший благодать Духа Святаго, – становится одним из тех книжников и фарисеев, которые подпадают под осуждение Господа. Но начитанный в Божественных Писаниях человек, который вступил в покаяние и через самопознание познал Бога, стяжал благодать Духа Святаго и был опытно научен Царствию Божьему, может свои новые духовные познания и прежние знания, – уже пропущенные через соборный разум Церкви и очищенные благодатью Божией, – правильно применять и на пользу людям преподносить. Если же нет у человека такого опыта и благодати, если он находится вне Церкви – слушать его нельзя.

У нас есть чёткий критерий истинности. Поэтому прежде чем принимать любое слово, любое воздействие на нас со стороны мы должны выяснить источник его происхождения: освящено ли, благословлено ли, принято ли это учение Церковью Христовой? Ведь Церковь всегда послушана Богу, поэтому то, что приняла Церковь Христова – принял Бог и то, что принял Бог – приняла Церковь. Здесь нет и не может быть никакого разногласия. Церковь – чистая, непорочная Невеста Христова, благопослушная Своему Вечному Жениху, и Духу Святому, и Отцу Небесному.

Поэтому Апостол Павел и назвал «Церковь Бога живаго» столпом и утверждением истины. Обратите внимание, почему сказано: «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15), а не «источник истины»? – Церковь не является источником истины, потому что Истина и Источник истины один – Иисус Христос. Он принёс на землю Богооткровенное учение. До Своего вочеловечения Он через пророков открывал нам это учение, после Вознесения Своего – через Апостолов и Святых Отцов. Он – Источник истины. А Церковь уже принимает Истину в готовом виде. Родясь от Духа Святаго, она приняла Апостолов и всех святых в свои недра и является опорой и утверждением этой Истины, которая уже дана людям, которую не надо искать и открывать. Конечно, в личном плане мы можем её открыть для себя, но в принципе – она уже дана. Господь пришёл на землю и на Кресте совершил всё домостроительство нашего спасения, искупив нас и всё нам открыв. Остаётся только донести эту Истину до каждого нового поколения, желающего прийти к Богу и войти в Его Церковь.

Такое важное знание мы должны иметь об уподоблении Церкви Кораблю спасения. Тогда мы, читая это Евангелие, будем понимать почему Господь сел в лодку Петра, чтобы оттуда произнести Своё слово, ведь Церковь на первом этапе Ёе земного существования управлялась именно Апостолом Петром.

И здесь у некоторых людей, непросвещённых свыше, возникают недоумения: как же понимать высказывания о руководстве Церковью Апостолами Пётром, Павлом, Иоанном Богословом, если Ёю всегда руководит Господь Иисус Христос, будучи Главой Церкви? Но никакого противоречия здесь нет. Просто необходимо разуметь, что Господь осуществляет духовное руководство по обетованию Своему: «... се, Я с вами – истинными верными Моими последователями – во все дни до скончания века» (Мф. 28,20), т.е. до Своего пришествия. Каким же образом Господь пребывает с нами, если Он вознёсся на Небо и сел одесную Бога Отца? Что же Он с нами во плоти пребывает, как в те времена когда Он ходил по земле и учил? – Нет. Он не пребывает с нами во плоти, иначе не было бы смысла говорить о Втором Его Пришествии, если не было ещё отшествия. Мы знаем, что Господь вознёсся с плотью на Небо. Поэтому Он руководит Церковью незримо Духом Святым. Именно в Духе Святом Господь и пребывает в Своей Церкви. Но Церковь состоит из двух частей: видимой и невидимой. Все, что наше человеческое зрение может воспринимать составляет Её видимую часть: храм, алтарь, люди предстоящие, священник, престол, антиминс и т.д. Нельзя же оставить эту видимую часть Церкви без видимого руководителя?

Поэтому в земной жизни вслед за Господом это видимое руководство осуществляли святые Апостолы. Они несли проповедь о Христе Распятом и Воскресшем, объясняя людям заповеди Господа и все те истины, которым Он их научил. Ибо Господь научал их не ради них самих, но ради просвещения всех последующих поколений – это очень важно понимать. И поэтому Церковью незримо руководит Господь Дух Святый, а зримо Ею руководили Апостолы. После отшествия Апостолов руководство перешло к апостольским мужам и епископам, которые собирали Вселенские Соборы для решения всех важнейших вопросов, касающихся церковной жизни (как мы знаем, было семь Вселенских Соборов). Поэтому епископы и священники являются преемниками святых Апостолов, необходимыми для зримого руководства каждым поколением живущих людей. Если мы поймём это – у нас никогда не будет недоумений. Мы всегда будем помнить, что есть незримое руководство, осуществляемое Вечным Архиереем, и есть смена зримых руководителей – людей, которые служат предназначенный Богом срок и отходят, сменяя друг друга так же, как одно поколение их паствы сменяется другим.

Руководство первым поколением Церкви Христовой осуществлялось Первоверховным Апостолом Петром, к которому позже подключился Апостол Павел. Поэтому корабль Симонов знаменует собой первый исторический период земной Церкви, в который Она находилась под зримым руководством Первоверховных Апостолов Петра, Павла и Иоанна Богослова. Апостол Любви Иоанн держится в тени не потому, что он не имел такого большого значения в жизни Церкви как Апостолы Пётр и Павел. Напротив, мы знаем, что именно он был последним оставшимся в живых Апостолом, видимо руководившим Церковью Христовой вплоть до своей кончины, память которой будет праздноваться 26 сентября по церковному стилю. Он приказал своим ученикам, как мы знаем, вырыть для себя могилу крестообразной формы, в которую лёг. И ученики его, со слезами на глазах, засыпали его живьём в этом земляном крестообразном гробу. Святой Апостол претерпел умирание и последующее за ним воскресение в новом теле по качеству всеобщего воскресения мертвых. Это удивительное чудо Божие было совершено по особому промыслу Божию именно для зримого руководства Церковью. Ибо незримое руководство всегда осуществляет Вечный Архиерей.

Господь сохранил великого Апостола Любви и Евангелиста Иоанна Богослова для руководства Церковью в последние времена, чтобы он заменил собой отступивших епископов, не устоявших в истине и благодати, нарушивших заповеди Христовы – прежде всего те из них, которые относятся непосредственно к духовенству. Апостолы исполнили эти заповеди, их приемники – святители и Святые Отцы – исполнили, но не современные «епископы» и «священники». Все они отступники. Бог им Судия, кто в какой мере. Мы говорим об этом сейчас это не для того, чтобы заняться критикой этих несчастных людей. Нет. Но чтобы спасти свои души, обезопасить себя, чтобы не довериться волкам в овечьей шкуре и не погибнуть в вечности. Мы говорим об этом только с позиции самосохранения. Что может быть дороже нашей собственной души? – Ничего. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16,26) – Никакой. Поэтому должно их обличать – не для укорения кого-либо, а чтобы себя спасти и верных обезопасить.

Далее описывается чудо: «4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». Речь идёт вроде об обыкновенном улове рыбы с помощью сетей. На самом деле – как мы поймём позже – это тоже было символическое действие, имеющее глубокий духовный смысл. Посредством этого действия Господь показал будущую жизнь Церкви Христовой на земле. Мы знаем, что озеро символизирует житейское море. Корабль – символ Церкви. Апостолы и их преемники – это ловцы человеков.

«5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали...». Действительно, когда нет с нами Христа – наступает ночь, полный мрак. И в этой тьме найти какого-то человека и привести его к Богу невозможно. Без Христа этот труд будет обречён на неудачу.

«...но по слову Твоему закину сеть». Вот какое дивное смирение и мудрость проявляет здесь будущий Апостол, избранник Христов: «...по слову Твоему». И мы должны действовать по слову Господа, изложенному в Святом Евангелии, даже если мы что-то не вмещаем или не понимаем. Представьте себе: уставший, разочарованный человек, всю ночь трудившийся, недовольный неуспехом промысла, который был для него не развлечением, а средством существования, от которого зависела жизнь, пропитание, содержание семьи. И ему говорят опять закинуть сети для лова. Если бы это сказал кто-то другой, а не Господь –  Пётр знал бы, что ответить: может ещё и кулак показал бы. Горячим человеком был Пётр. Но пред Богом он смирился. Пётр почувствовал в своей душе, что это не простое слово и не простой Человек. «...По слову Твоему закину сеть», т.е. вопреки своему пониманию, наперекор очевидности я поступлю так. И он не обманулся. Обратите внимание, Пётр уже здесь называет Христа Наставником, Учителем. Он уже принял Его в этом качестве – это важно.

И мы должны, – как бы наше падшее естество не восставало против слова Господа нашего Иисуса Христа, против творений Святых Отцов, которые Духом Святым до нас донесены, – мы должны подчиняться, ломать себя, смиряться и делать всё по слову Божьему. Только тогда будет успех.

«6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы...». Опять-таки обратите внимание, написано: «сделав это», т.е. послушавшись Господа, и на практике, на опыте своём – не мечтательно, не сидя дома и размышляя как хорошо это было бы сделать, – реально пошли и сделали!

«...поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Сеть – это символ проповеди, через которую и улавливаются люди в Церковь Христову. Господь не дал никакого другого инструмента кроме проповеди. Так же как нет другого орудия массовой ловли рыбы кроме сети. Индивидуально, конечно, можно удочкой ловить рыбу, спиннингом и т.д., но массовый лов рыбы производится только сетями, которые могут быть различной конфигурации, но в основе конструкции всегда лежит один принцип – сеть. Рыба ловится сетями, а люди уловляются проповедью. Нет никакого другого способа уловить людей в Церковь Христову: ни Богослужениями, ни песнопениями, ни хорами, ни иконописью люди в Церковь не улавливаются, а только проповедью слова Божия. Это очень важно. И мы имеем подтверждение этому в Святом Евангелии.

И вот эта сеть прорвалась. Почему? – Потому что исторически любая церковная организация, через которую проявляет себя невидимая Церковь Христова, может обветшать и уже не соответствовать своему назначению. В обетовании, которое дал Господь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18), речь идёт не о какой-то церковной структуре или поместной церкви, а о невидимом Теле Христовом, о Церкви, Которая, будучи чистой Невестой Христовой, является непобедимой, всемогущей. Потому что Глава её – Вечный Бог, а Кормчий – Дух Святый.

Но отдельные человеческие организации, входящие в какой-то период времени в Церковь Христову или проявляющие Её через себя, могут отпадать, лишаться благодати и умирать, отламываясь от Тела Христова как засохшие ветки. Все отступнические организации являются такими отломленными ветками, лишёнными благодати, которые продолжают мыслить о себе, что они входят в Церковь Христову. Это самообман и великое обольщение.

Поэтому в этом месте Евангелия повествуется о двух исторических периодах существования Церкви Христовой на земле. Когда за период, проходящий под руководством Первоверховных Апостолов Петра и Павла и их преемников, наберётся должное количество – «великое множество» – людей в Церковь, Петро-Павловский корабль придётся заменить другим.

Здесь и встаёт вопрос о втором корабле: «7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им;...». Мы видим, что речь идёт об одной и той же Церкви Христовой, но исторически она размещается как бы на двух кораблях. Когда первый корабль был наполнен рыбой и сети начали прорываться, позвали на помощь находящихся на втором корабле. Это и есть указание на Церковь Иоанна Богослова. Скоро мы увидим прямое свидетельство о том, что во второй лодке находился именно Апостол Любви Иоанн.

«...и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» – так много было уловлено душ людей, которых символизировали эти рыбы.

«8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса...», – опять мы видим дивное смирение Петра, который, признавая свою греховность, своё недостоинство припал к коленям Иисуса, –  «...и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Пётр понимал, что своими человеческими усилиями он не мог совершить такой улов – привлечь столько людей в Церковь Христову.

По прочтении этих слов мы понимаем, что даже если люди уловляются в Церковь посредством Апостолов и их последователей, которые очень много могут потрудиться во славу Божию, – действие это все равно является чудом Божьей милости, ибо благодатью Божией производится. И Апостол Пётр, как Первоверховный Апостол, даёт всем нам – его последователям, начиная с апостольских времён до Второго Пришествия Господа нашего, – понять, что мы грешные по своей человеческой природе и нуждаемся в постоянном очистительном покаянии. Речь, конечно же, не идёт о каких-то страшных смертных грехах, а о грехах человеческой немощи. Никто не может их избежать. Все Святые Отцы имели какие-то немощи, которые нуждались в уврачевании покаянием. И всё, что делается через нас – делается только силою и благодатью Живого Бога.

«9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, – т.е. всех других Апостолов и людей, стоящих на берегу, – от этого лова рыб, ими пойманных». Действительно, если посмотреть на исторический улов Церкви Христовой, то можно прийти в благоговейный ужас – так много вошло в Неё людей. Хотя это количество составляет небольшую часть по отношению ко всему человечеству, но для самой Церкви это очень много.

«10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону...», – именно здесь идёт речь об Иоанне Богослове, который пришёл на помощь, будучи товарищем Петру. «...И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков». Этими словами Господь и объясняет, что явленное чудо лова множества рыб является символом будущего уловления человеческих душ в Царство Божие. А две лодки эти являются символами Церкви Христовой двух Её периодов.

Важнейшее предназначение святых Апостолов и их преемников – быть ловцами человеков. Очень важно это понимать, потому что именно это делание отличает истинного последователя Господа, преемника Апостолов от лукавого пастыря-наемника, волка в овечьей шкуре. Преемник Апостолов уловляет людей, привлекая их в Церковь Христову. Если он это не делает – это не истинный пастырь. О каком же уловлении идёт речь? – В последней главе Евангелия от Матфея, в словах, сказанных перед Своим Вознесением, Господь даёт прямое указание Апостолам и их преемникам до Второго Пришествия о том, что им должно делать.

Мф.28:
«18 И приблизившись Иисус сказал им:...
», т.е. окружающим Его Апостолам, бывших свидетелями Его славного Вознесения. Важно обратить внимание, почему здесь сказано: «приблизившись». Этим словом Евангелие подчёркивает, что Господь подошёл к Апостолам, чтобы непосредственно им дать Своё повеление – не всему миру, не всем верующим в Него, а именно Апостолам и их последователям, которые ближе всех к Нему находятся и через которых церковная, спасительная благодать распространяется уже на других присутствующих верующих прихожан, паству.

И вот какие слова говорит Господь: «...дана Мне всякая власть на небе и на земле». Господь подчеркивает, что Бог Отец и Бог Дух Святый отдали полноту власти Пресвятой Троицы и на Небе и на земле именно Иисусу Христу, Богочеловеку, Спасителю нашему. Он источник нашего спасения. Он источник Истины. Он для нас является и жизнью, и смыслом её, и целью, и питанием, и защитой, и надеждой благой на спасение. Христос для христианина – всё. Так говорят Святые Отцы.

Ему дана всякая власть. Поэтому Своими последующими словами Господь показывает, что Апостолы и их преемники получают власть непосредственно от Него. Он делегирует им Свою власть. Если бы не было этих слов, осталось бы непонятным – почему они восхитили эту власть и пошли проповедовать народам и крестить их. Но это не было самочинным действием Апостолов, а Божественным установлением. И безумцы те, кто против него выступают, упраздняя священство, епископат и думая спастись своими собственными усилиями. Господь ясно говорит в Евангелии, что Ему принадлежит вся власть и Он даёт её Своим Апостолам и их преемникам. Поэтому, когда Господь по Воскресении Своём явился и дунул на святых Апостолов, сказав: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23), – Он делегировал им Свою власть прощать грехи.

Мы знаем из Евангелия, что в Своей земной жизни Господь был обвиняем книжниками, фарисеями и первосвященниками в том, что, будучи Человеком, Он прощал людям грехи их. И Евангелие подтверждает, что никто не может прощать грехи, только Бог. Поэтому, прощая грехи, Иисус Христос как раз и показывал, что Он есть Бог и имеет такую власть.

Зная место из Писания, где говорится, что только Бог может прощать грехи, мы должны были бы с великим недоверием, недоумением смотреть на человека, предлагающего нам прощение наших грехов. Но мы же просим священников разрешить исповеданные нами грехи и получаем разрешение! Что это – самодеятельность в Церкви происходит? Ничего подобного! Господь делегировал своим последователям власть прощать грехи. Но власть эта дана только истинным преемникам избранных Им святых Апостолов, которые в свою очередь подготовили апостольских мужей, а те – Святых Отцов. И эта преемственная связь прослеживается до нашего времени. Эта живая духовная связь, неразрывная золотая цепь святых создаётся не только путём внешнего рукоположения, а и путём внутреннего духовного просвещения и благодатного сообщения. Потому что иногда может происходить такое, что рука сверху возлагается, а благодать не нисходит. Ибо Бог не создаёт биороботов благодати, а живые сосуды, личности, которые своим внутренним выбором, своей силой воли, своим очищенным умом и духом становятся способными нести эту традицию, эту благодать дальше. Они живые, благодатные последователи Господа, которые несут Его слово людям. Бездушный автомат не может это делать. Грешащий смертными или церковными грехами напрочь лишается благодати. Не будет Господь Свою чистую и святую благодать вливать в скверные сосуды. Никогда! Это миф! Это прелесть! Это великое заблуждение думать, что Господь любого грешника может сделать проводником благодати, лишь бы он одел священническую одежду, и кто-то на него руки возложил. Это ложь! Бог Чист и Свят! И «святая – святым»!

Он не может соединиться с грешным, мерзким, непотребным. Бог прощает людям-священникам только те их незначительные грехи, которые, будучи содеянными по немощи, постоянно омываются покаянием. Истинные священники не небрегут даже о мелких согрешениях по немощи, но всегда врачуют их покаянием. И как нам не вменяется, что в доме есть пыль, если мы вытираем её сразу же после того, как она садится, так и люди эти, имея какую-то пыль согрешений, тут же покаянием врачуют их. Иоанн Кронштадтский каждую ночь омывал ложе своё слезами и просил Господа простить. Утром вставал опять чистым, просветлённым, и шёл служить Литургию. Такие люди являются проводниками благодати.

В повелении Господа есть очень важное свидетельство о людях, которых Он делает сосудами благодати. Повеление это звучит так: «19 итак, – получив от Меня власть, – идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.». Этими словами заканчивается Евангелие от Матфея.

Теперь давайте внимательно посмотрим на каждую строку этого повеления. Ибо очень важно для нашего собственного спасения различать истинных преемников Апостолов от шарлатанов, душегубцев. Если выполняется человеком то, о чём повелел Бог – значит можно с ним иметь дело и думать доверить ему свою душу или нет. Если повеление Господа человеком этим не выполняется, то нужно бежать от него как от геенны огненной! Потому что он – и ему подобные – именно туда ввергают людей.

Господь не зря сказал такие страшные слова фарисеям, книжникам, первосвященникам, религиозным лидерам народа Израильского: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23,15). Вера израильского народа была тогда единственной истинной верой на земле. Но отпавшие от истины и благодати религиозные лидеры, обратив в эту веру людей, делали их сынами геенны вдвое худшими себя. Так и сейчас, обращают в православие, в христианство... Что-то я не понимаю: что такое православие? Без Церкви православие ничего не значит! Это всё равно, что человечество без людей. Человечество – это не абстрактное понятие, а совокупность конкретных, сегодня живущих людей. Так и православие, христианство – не есть абстрактные понятия. Куда же обращают те, кто сами в истинной Церкви не находятся? Скажем, в православную веру. Допустим. И что же происходит после обращения? – Такие «священники» делают обращаемых сынами геенны вдвое худшими себя. Это не я сказал, не какой-то другой человек и даже не Апостол. Об этом возвестил Сам Господь – Сама Истина – Своими пречистыми устами, что «священники» делают своих последователей сынами геенны вдвое худшими себя. Вы хотите стать сынами геенны? Да ещё худшими, чем те, кто вас обращают? – Я не хочу и никому не желаю этого.

Почему же так грозно говорит Господь ? – Потому что Он нам спасения хочет! Он наш Спаситель, Который избавляет нас от всех прелестей, лжемнений, мифов и легенд, придуманных в церковных кругах. И грозное слово это звучит прямо со страниц Святого Евангелия и Священного Писания.

Поэтому мы должны вникать в слова Господа и сравнивать их с окружающими реалиями. «Идите!», сказано, а не сидите. В чём же разница между «идите» и «сидите»? Вот человек сидит у храма и зазывает: «Идите ко мне: у меня хороший храм, иконы красивые и святыня (предположим). Ух, как я вас наспасаю!». Кто же это? – Зазывала с рекламным щитом. А ещё объявления дают в газетах: «Храм (такой-то). Хор у нас – ого-го-го! – всем хорам хор! Поём на все гласы и даже на согласные поём! Все мировые шедевры религиозной певческой культуры к вашим услугам!». Где и когда Господь сказал, чтобы Его последователи шли и собирали хоры, служили пышные Богослужения и Он будет с таковыми до скончания века? Я не встречал такого места в Писании! Если мне кто-нибудь покажет – тогда поговорим. Но нет такого в слове Божием. Это нарушение. Это извращение. Это отступление! Я не против пения и прославления Бога,  не против Богослужений, но необходимо помнить о главном, спасительном, что заповедал Господь Апостолам и их преемникам – духовенству: не хоры собирать – этим людей не спасёшь, – а идти, двигаться, быть живыми. Куда идти? – Научать все народы. Ведь главная составляющая священного служения – это учить! Конечно же не математике, физике, химии, а Божественной, Богооткровенной науке! Научать стяжанию благодати Духа Святаго, спасению, борьбе с грехами, страстями, демонами, за свою вечную участь! Учить истинной, живой вере в живого Бога Пресвятую Троицу и в Спасителя нашего Иисуса Христа!

И далее словами «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Господь подчёркивает, что крещение должно осуществляться не просто во имя Иисуса Христа или во имя Отца, или Святаго Духа, а во имя всей Святой Троицы. Поэтому все «крещения» не во имя Отца и Сына и Святаго Духа не могут быть действительными. Так же как одноразовое погружение или обливание, или брызгание, или капание не может являться крещением. Сейчас придумали даже такое «таинство»: берут пипетку, капают три раза на голову... и считают «крещение» состоявшимся: «А что – вода же! Три капли воды – вполне достаточно!». До какого кощунства, до какой профанации доходят эти люди, дерзающие себя священниками называть! Но помимо внешнего искажения, у них есть еще и внутренняя профанация. Они охотно «крестят» – брызганием или обливанием, – потому что «крещение» стало видом пропуска в их структуру, да ещё справку выписывают и деньги берут за это, что есть грех симонии. Благодать не продаётся.

Но крестят-то кого? – Не наученных. Ведь Господь сказал: «идите, научите», а потом крестите, а не наоборот – «сначала покрестите, а потом разберёмся». Поэтому современное духовенство выбросило целый период оглашения, а также ту часть Богослужения, в которой произносятся слова: «оглашенные изыдите». Кому выходить, если не успел человек зайти в храм, как его уже побрызгали – значит «крещённый»! Ектенья обличает, поэтому некоторые её просто не читают. Зачем произносить «оглашенные изыдите», если оглашенных нет? А почему нет? – Потому что никто их не научает. Кто такие оглашенные? – Это люди, которые готовятся к Святому Просвещению, ведь таинство Крещения иначе называется Просвещением. А какое же может быть просвещение без научения? Разве возможно человеку все основы веры преподать за пять минут перед его погружением в купель Крещения? Ведь ГОДЫ уходили на то, чтобы подготовить уверовавшего человека к этому таинству!

Поэтому, если кто из вас ещё не крещён или неправильно крещён и хочет по-настоящему покреститься – подготовитесь тщательно. Если вас не научит кто-то из священников – сами потрудитесь. Изучите основы христианской веры, чтобы знать какую веру вы принимаете, какие даёте обязательства, обеты, ведь за выполнение их вы будете отвечать пред Господом. Только потом принимайте Крещение, если найдёте у кого. Таков порядок, установленный Господом – не мною и не другими людьми – Самим Господом: научить основам веры посредством Апостолов и их преемников, а затем крестить.

А вот уже крещённых и наученных основам веры людей необходимо вести по пути спасения, «уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 27, 20). Мы видим, что существует как бы два научения: одно – для оглашённых и только готовящихся к Святому Просвещению («научите все народы»), а другое – для крестившихся людей, которые перестают быть «всеми народами», а становятся одним Божиим избранным народом – членами Единой Церкви Христовой.

Мы знаем, что один народ составляет Церковь – избранный народ Божий. Вести этот народ по пути спасения – это важнейшая задача духовенства. Кроме обращения в истинную веру новых людей, необходимо тщательно научать верных соблюдать то, что повелел Господь – не отсебятину, не мифы и легенды Средней Азии и Дальнего Востока, а то, что Бог повелел.

Ибо невежество людей, почитающих себя церковными, порой может привести в ужас. Вот недавно меня спросили: «Батюшка! А вот говорят, – понятно, что в каких-то околоцерковных кругах МП говорят, – что ежели я или кто-то другой, не имеющий детей, покрестит ребёнка, то уже никогда не будет иметь своих собственных». Какая-то странная связь здесь получается: если молодой человек или девушка, ещё не успевшие обзавестись детьми, будут участвовать в таинстве Крещения в качестве восприемников – крёстного отца или матери – то они станут безплодными. Откуда берутся такие мифы? – Я не могу даже представить. Но ведь кто-то сочиняет подобные небылицы! Одни напридумывают, другие наслушаются, а потом приходят спрашивать так ли это. Но это ещё хорошо, что спрашивают, ведь многие просто верят подобным легендам.

Можно уже издавать книгу таких мифов и легенд. Вот ещё один продукт мифотворчества: «чеснок – зуб сатаны». Следовательно, кто ест чеснок – одержимый и никогда не спасётся. Современный миф про ИНН – штрих-коды – вы, конечно же, знаете: «Купил человек банку со штрих-кодом – всё, иди в ад, твоя воля при этом не имеет значения». Нормальный человек возражает: «Подождите, следуя подобной логике, получается, что если на неверующего человека, который и знать не хочет Господа, ночью насильно, против его воли надеть нательный крест, то он спасётся, так?». Отвечают: «Нет, не спасётся». Так что же получается, что Господь слабее сатаны? – Это хула! Но так получается, исходя из этой больной логики. Значит, если насильно надеть на человека крест или под конвоем привести в храм и приобщить его какому-то таинству, то он не спасётся (поэтому церковь так и не делает, а если делает – то это не церковь, бегите!), а вот если человеку насильно что-то нарисовать – 666 или какой-нибудь штрих-код, – то он уже идёт в ад. Да если бы так было в действительности, кто бы спасался? Что у бесов краски мало? Да они бы ночью всем проставили 666 и на голове, и на пятках – и все за это пошли бы в ад. Вот до какой нелепости и даже хулы на Бога доходят люди, которые носятся с подобными мифами, заполняя ими всю свою безпокаянную, безблагодатную жизнь и полагая, что они члены Церкви, что спасаются. Почему? – Потому что они не знают слова Божия.

Духовники обязаны научать своих пасомых соблюдению всего, что повелел Господь: исполнению животворящих заповедей Его, покаянию, которое есть делание внутреннего человека, поиску Царства Божия и раскрытию Его в себе через стяжание благодати Духа Святаго, борьбе со страстями, истинной молитве, духовному совершенствованию.

А кто может научить? – Только тот, кто сам прошёл путём внутреннего делания, кто был опытно научен Богом Духом Святым и духовными святыми своими руководителями. Только такой человек может передать это знание дальше – своим ученикам. Как можно «идти туда – не знаю куда, учить тому – не знаю чему»? Как может человек привести ко Христу, если он сам Его не знает? Как может через человека дароваться благодать, если он сам её не имеет? – Никак. Это обман, прелесть.

Поэтому, посмотрите на современное духовенство – сейчас не говорим о конкретных структурах, а в целом, в принципе – и покажите мне, кто исполняет эти, именно духовенству данные заповеди? Где проповедь, обращающая людей в веру Христову? Где проповедь верным, научающая их спасаться? Не формальная, не чтение по бумажке или по книжке, а живая святоотеческая проповедь, перерождающая души, сообщающая благодать и научающая как её стяжать – где она? Нету!

Только к тем, кто соблюдает эти заповеди, относится и последующее обетование Господа: «...и се Я с вами – с теми, кто выполняет – во все дни до скончания века». Если так называемые священники не идут, не научают все народы, не крестят их правильно во имя Отца и Сына и Святаго Духа и не учат соблюдать всё – не половину, не одну треть и не одну десятую – ВСЁ, что повелел Господь, то не может быть с ними Господа не только до скончания века, а в принципе не может. Он сразу оставляет таких людей.

Вот вам указание на важнейший признак и критерий истинности служителей Божьих, данный устами самого Спасителя нашего. Берите со страниц Святого Евангелия его на вооружение и проверяйте своих пастырей. И если не находите соответствия – бегите от них! Потому что они не пастыри, а те самые «священники», о которых Господь сказал: «...оставьте их: они – слепые вожди слепых» (Мф. 15,14), ведущие «пасомых» в вечную погибель и делающие их сынами геенны вдвое худшими себя.

Не хотите вечной погибели? – Бегите от тех, кто нарушил заповедь Божию. Если они не исполняют прямое повеление Господа нашего – как смогут вас научить заповеди соблюдать? Нет у них ни силы, ни благодати, ни мудрости, ни Божьей помощи. Оставленные Христом, оставленные Духом Святым, эти люди становятся жертвами бесов, которые их приветствуют и заселяют. Нет нейтральных священников, поверьте! Священник может быть либо благодатным, либо одержимым. Он служит Богу или, сам не понимая того, невольно, служит антихристу, сатане и бесам его. Лучше бы он оставил своё служение, смирился и сказал: «недостоин! неспособен!», но нет – не оставляет и этим показывает, что он является отцом, рождающим сынов геенны огненной. Поэтому если говорят «отец такой-то», важно выяснить кого он рождает. Да, они отцы. И сатана – отец. Сам Господь назвал его «отцом» – отцом лжи. И те отцы лжи, кто, выдавая свою отступническую деятельность за Церковь Христову, губят людей, делая сынов Божиих сынами геенны огненной, да ещё вдвое худшими себя.

Поэтому дело за вами. Слово Божие чётко и ясно повелевает вам оставить их, ради вашего спасения. «Лучше не иметь никакого епископа, чем иметь плохого!», –  говорит Василий Великий, т.е. неправильного, не спасающего. Не о личных грехах здесь идёт речь, а о качестве. Если лётчик не умеет как следует управлять самолётом, но поднимает его в воздух, ставя под угрозу жизни всех пассажиров и экипажа, – он преступник, хотя в жизни он может быть очень благонамеренным, добрым человеком. Если врач, хирург, не овладев своей специальностью, начнёт резать людей – он преступник и никакой диплом, никакой халат его не спасёт.

Тем более в Церкви Христовой: не облачение в подризник, епитрахиль и ризу делает человека священником и не прямое рукоположение, а только благодать Духа Святаго и опыт. Потому что некоторые могут даже иметь благодать, но не иметь опыта руководства. Поэтому сами они спасаться могут, но руководить спасением других – нет. Святые Отцы говорили о таких: «Свят, да не искусен». Сами по себе эти люди святы, но помочь на пути спасения никак не могут, потому что благодать была получена ими не за прохождение пути покаяния и борьбу со страстями, а за исповедничество, например. За их мучения Бог перенёс их милостью Своею из одного состояния в другое, а как – они и сами не знают. Поэтому они вам не помощники. Вам нужен опытный пастырь, опытный делатель, который сам научен и вас научит. Вот с таким и будет Господь до скончания века.

И да будет сие и с нами милостью и помощью Господа Иисуса Христа.

Аминь.

05 октября 2003 года


Главная страница сайта Печать страницы YouTube account Вниз страницы Вверх страницы   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице
Перевод

Сайт отца Олега (Моленко)
 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова